«Логопарк «Кольцовский» усилил свою выгодность для федеральных ритейлеров в ходе пандемии

Текущая ситуация требует не только введения мер поддержки наиболее пострадавших от пандемии COVID-19 отраслей экономики, но и поиска путей и возможностей для стимулирования тех сегментов и рынков, которые уже сейчас и в ближайшем будущем способствуют стабилизации экономики региона. После снятия карантина рынок складской и индустриальной недвижимости, как и большинство отраслей, находится в процессе адаптации и разработки стратегий развития. Генеральный директор Группы компаний «Атлас Девелопмент» Владимир Городенкер, участвуя в онлайн-конференции «COVID after: тренды и векторы развития складской и индустриальной недвижимости» высказал мнение, что влияние пандемии на развитие складов не такое серьезное, как усилившееся стремление к эволюции крупных сетевых компаний.

По итогам 2019 года в России работало 269 индустриальных парков, 90 из которых находились в стадии активного строительства. Причем в последние годы изменилась ключевая тенденция – основными резидентами, инвестирующими в промышленную и складскую недвижимость, стали российские компании вместо иностранных. В стране к 2019 году работало 2313 резидентов, создано 106 880 рабочих мест, было проинвестировано 596 млрд рублей.

При этом, по итогам 2019 года сектор качественных складских площадей на рынке недвижимости продемонстрировал наибольшую активность и устойчивость. И даже в условиях карантинных ограничений этот сектор стал наименее пострадавшим. По мнению Владимир Городенкер, генерального директора Группы компаний «Атлас Девелопмент», устойчивость обеспечивают крупные сетевые компании. Пандемия дала импульс для развития как самостоятельных e-commerce компаний, так и для этого направления внутри офлайн-бизнеса. И появились новые запросы на развитие складских помещений – пошел разговор не только про количество квадратных метров, но и про новое качество.

«Пандемия не повлияла и особо не могла повлиять на стандарты строительства. Их развитию способствует эволюция крупных сетевых компаний. В наш «Логопарк «Кольцовский» зашел один из крупнейших ритейлеров OZON, который заключил контракт на 7 лет. И это распространенная практика, поскольку бизнес понимает, что за этот срок могут серьезно измениться технологические условия работы. Сейчас все хорошие склады – это классика: высота потолков – 12 метров, шаг колонн – 24 метра, нагрузка на пол – 8 тонн и так далее. И все стараются примерно это строить, потому что это подойдет любому резиденту. Но появляются новые технологии – склады без людей и пандемия только усилила внимание к этим подходам. А там нужны более узкие подходы для техники, другая высота потолков и так далее», - отметил Владимир Городенкер.

На сегодняшний день уровне поглощения складских помещений со стороны e-commerce в России составляет 14%, тогда как в Великобритании уже 22%, а в Китае – все 37%. Поэтому потенциал у отрасли в России Владимир Городенкер оценивает как «бешеный».